Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Качество японских мечей давно вошло в легенды. Мы вообще любим восхищаться всем тем, что преподносят нам с экранов телевизоров. И не важно, что был у нас свой славянский меч, который по качеству не уступал, а то и превосходил среднестатистическую катану. Это же самурайское оружие, это сословие себя посвятили войнам! А про наших казаков мы как-то подзабыли, тем более что развелось сейчас много ряженных.

Сегодня мы расскажем вам о том, как делали японские мечи в средневековой Японии, причём не только катаны, но и более ранние мечи, типа тати. Начнём с того, что кузнецы, которые ковали самурайские мечи, больше ничем другим не занимались. Мало того, самые известные мастера только ковали клинки, а изготовлением рукояти и ножен занимались другие люди.

Сам процесс создания меча был можно сказать мистическим. Мастер перед началом работы должен был духовно очиститься, долгое время провести в медитации, и даже выдержать длительный пост. Помыться тоже перед ковкой меча не помешало бы, так как о гигиене некоторые японские легендарные мастера имели весьма смутное представление.

Например, Миямото Мусаси, самый искусный фехтовальщик всех времён и народов, хотя и не был кузнецом, но с мечами был знаком очень хорошо, ввиду своей профессиональной деятельности. А занимался он умерщвление себе подобных, т.е. других самураев, имевших глупость заявить, что они являются мастерами владения мечом. Так вот, Мусаси не мылся принципиально, считая, что это нанесёт его защите серьёзный урон. Видимо, слой грязи на коже был реально непробиваемый.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Но вернёмся к нашему кузнецу. Так как ковал он не римский гладиус, предназначенный для простого солдата, а одушевлённое оружие, предназначенное стать частью души самурая, то подготовка была соответствующая. Кузня становилась местом священного действа, туда никого не допускали, даже членов семьи.

Мечи могли ковать от нескольких месяцев, до нескольких лет, но это не значит, что кузнец всё это время занимался одним клинком. Параллельно шла работа ещё над несколькими экземплярами. Впрочем, одного высококлассного самурайского меча, выкованного за два года, вполне могло хватить, чтобы обеспечить всей семье безбедное существование в течение 5-10 лет.

С металлом хорошим в Японии была серьёзная напряжёнка, так что заготовки, долгое время пролежавшие в болотах, приходилось тщательно и многократно перековывать, чтобы металл стал плотным. Не зря лучшие катаны изготавливались из европейского металла.

Настоящий клинок самурайского меча должен был быть изготовлен из металла двух типов – оболочки и сердцевины. В отличие от известного многим любителям ножей современного ламината, где сердцевина всегда твёрдая, японские кузнецы делали всё с точностью наоборот. Мне, если честно, не совсем понятна целесообразность такого метода. Если кто-нибудь знает причину, то обязательно поделитесь с нами информацией в комментариях.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Обычно оболочка меча делалась V-образной формы, внутрь этой «буквы» закладывался сердечник из мягкой стали. Существовала и более трудоемкая процедура ковки меча, хотя казалось бы, куда уже сложнее? В таких случаях японский меч ковался из четырёх заготовок стали. Все острые и режущие части делались из самой твёрдой стали. Внутрь вкладывался мягкий сердечник, а сбоку был средний по твёрдости металл.

После ковки, клинок дорабатывался по традиционным японским технологиям, выводились спуски и придавались нужные формы. Хотя опытный кузнец ковал клинки так, что дорабатывать их практически не приходилось.

Но самое главное в работе кузнеца над мечом – это традиционная закалка. В этом японцы серьёзно опередили своих европейских и даже восточных коллег. Перед закалкой на клинок наносили специальный состав из глины и всяких секретных ингредиентов, типа пыли из могилы старого дедушки или мышиного помёта (шутка). На самом деле, секреты эти хранились в строжайшем секрете, и только японские кузнецы знают их сейчас, но не говорят. В результате такой закалки получался так называемый хамон – линия, показывающая, где закалка клинка отличается от остальной части.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Готовый клинок шлифовался и полировался, причём самые известные кузнецы этим не занимались. Был специальный мастер-шлифовщик, чья работа тоже весьма ценилась. Отдельные мастера делали рукоять и ножны, украшали самурайский меч тоже специально обученные люди.

Конечно, были мастера, которые весь цикл работ проводили самостоятельно, но это исключительно от бедности. Когда мастер достигал определённого уровня мастерства, он сразу же начинал работать в команде, так как в его интересах было сосредоточиться именно на ковке.

Готовый и украшенный меч испытывался на матах и скрученных циновках. Дорогие мечи испытывали на тушах животных и на трупах. Самурай, которому этот меч предназначался, часто мог испытать его на пленнике. Если пленника под рукой не оказывалось, его место вполне мог занять крестьянин.

Японский самурайский меч и как его ковали мастера в средневековье

Комментарии
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.