Рапира - история развития испанского меча

Рапира - история развития испанского меча

Люди уже давно осознавали, что колющий удар приносит больше повреждений, чем рубящий. Однако в латных и кольчужных доспехах использование колющего удара было неэффективным, так как требовалась значительная сила. Только с приходом эпохи Ренессанса, свободной от тяжелых доспехов, рапира смогла выйти на первый план. Её колющие удары причиняли неисправимый вред противнику, делая рапиру главным оружием того времени.

Как боевая рапира стала оружием дворянина.

Историческим родственником рапиры считается Испания. Прямой перевод "espada la ropera" означает "меч для ношения с одеждой". Этот термин появился в 16-17 веках. В многих европейских языках утвердилось более простое название - рапира, обозначающее узкое, колющее оружие с развитой гардой.

Историческое развитие рапиры

Тонкое, колющее оружие рапира было предназначено для поединков с противниками без брони. В конце 15 века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие "la rapiere". Возможно, название произошло от этого слова.

Точное происхождение термина "рапира" установить пока не удается, и существует много споров относительно правильного перевода терминологии. Но в отличие от шпаги или меча, у рапиры центр тяжести расположен у самой рукояти.

Таким образом, обеспечивается выдающаяся маневренность и подвижность клинка. Вес изделия составлял примерно один килограмм, а его длина достигала метра. Балансировка достигалась массивным навершием и сложным эфесом. Максимальное распространение рапира получила в 17 веке. В течение времени, начиная с 15 века, она часто модифицировалась и усовершенствовалась в соответствии с модными тенденциями и новыми требованиями фехтования. Форма клинка, переходящего из плоского и предназначенного не только для колки, но и для рубки, перешла в ромбическое сечение. Лезвие у клинка полностью исчезло, а длина некоторых экземпляров превышала метр. Но, достигнув своего пика в 16 веке по длине, она постепенно ушла на убыль под влиянием требований фехтовальных школ и удобства ношения.

Строение рапиры включает в себя клинок и эфес, как и у большинства холодного оружия. Клинок можно условно разделить на три части:

1. Не заточенная область клинка (сильная часть): Предназначена для отражения ударов противника. На этой части присутствуют долы, которые облегчают вес и придают дополнительную жёсткость. Долы, как правило, простираются на 1/3 длины клинка от рукояти.

2. Слабая часть клинка: Её затачивали в зависимости от предназначения - колоть или резать. Центр удара находится на 10-20 см ниже острия.

3. Заточенная конечная часть (острец): Предназначена для уколов соперника.

По всей длине клинка, начиная от долов, проходят рёбра жёсткости, усиливающие колющие функции рапиры.

Эфес рапиры представляет собой самый сложный и эстетичный элемент, который можно разделить на три основные части:

1. Навершие: Ярко выраженная верхняя часть, обеспечивающая баланс рапиры. У правильно сбалансированной рапиры навершие находится на расстоянии 5-10 см от рукояти, а не у самого основания, как часто ошибочно считают.

2. Рукоять: Неотъемлемая часть эфеса, служащая для удобства удержания.

3. Гарда: Это сложный элемент эфеса, предназначенный для защиты руки от ударов. По форме гарды можно определить тип рапиры.

Изготовление клинка требует от кузнеца соблюдения правильных пропорций угля и железа при создании стали, независимо от того, какое оружие он кует. Неправильное соотношение может сделать клинок слишком хрупким. Рапира, например, изготавливалась с использованием метода наслоения металла.

Первый слой, выступающий в роли сердцевины, изготавливался из железа для придания формы и жёсткости. Затем наложенный сверху слой стали придавал упругость клинку. В результате получалось изделие, сочетающее в себе жёсткость и прочность.

В период до первой половины 17 века появилась интересная инновация — испанская чашка эфеса. Гарда, выполненная из цельного металлического листа, оказалась более эффективной в защите кисти по сравнению с многочисленными изогнутыми дужками и кольцами. Эта идея распространилась в Италию и другие европейские страны, упрощая процесс изготовления рапиры. Новый дизайн включал в себя чашу, длинную крестовину и единственную дужку.

С новым эфесом ушли в прошлое украшения золотом и драгоценностями. В моде стали простота и лаконичность. Единственным дополнением, разрешенным для некоторых богатых владельцев, стала гравировка на чаше.

К сожалению, испанская чаша немного опоздала, так как рапира стремительно выходила из моды. На замену пришли французские шпаги, и техника фехтования французов начала пользоваться популярностью в конце 17 века. Длинные и громоздкие рапиры перестали быть предпочтительными для модников.

Различия в конструкции между спортивными шпагой и рапирой влияют на методику фехтования в спорте. Спортивная рапира, имеющая четырёхгранное поперечное сечение, весит 500 грамм. Гарда выполнена из стали и имеет диаметр 12 см, а наконечник – диаметр 6 мм. Клинок уменьшается пропорционально к вершинке. Датчик прикосновения представлен электроконтактным передвижным устройством, которое реагирует на удары соперника.

При соприкосновении датчика с поверхностью экипировки сигнал передается по кабелю к фиксирующему устройству. Сам провод проходит в углублении грани клинка, а под эфесом имеется разъем для подключения провода. Рукоять спортивной рапиры может быть фигурной.

18 ноября 2023 г.
Комментарии
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.