Как изготавливали мечи в старину?

Как изготавливали мечи в старину?

Испокон веков создание меча было очень сложным делом, даже такие народы, как викинги, славяне и даже итальянцы не производили клинки своих каролингских мечей, а заказывали их у немецкого мастера, находившегося на территории современной Франции. Сразу оговорюсь. Речь идет о мечах наивысшего качества, которые выковывались исключительно для элиты. Между прочим, в то время в основном этим оружием могли владеть преимущественно знатные персоны. Кстати, для изготовления таких шедевров оружейного искусства требовалась особая тигельная сталь, секретом изготовления которой владели в Индии. Да, да. Представьте себе. Викинги воевали оружием, которое выковал немецкий мастер, да еще и из индийской стали. Вот сейчас я половину “жителей” канала – одержимых ножами вверг в шок.

О мечах из индийской стали я обязательно напишу в следующей статье про мечи. Это будет экскурс в историю о величайшем мастере – кузнеце Ульфберте, клеймо которого украшало мечи всех знатных правителей и великих воинов, как Руси, так и скандинавских земель. Ну что, а пока, речь идет об изготовлении романского меча в средневековье.

Кузнечное дело средневековья

Этот сложный и трудоемкий процесс начинался с выплавки металла в сыродутной печи, после чего заготовку прокаливали. Следующим этапом производства было составление так называемого «пакета» из металла. В него входила сталь с разным содержанием углерода. Для тех, кто не знает (возможно, среди нас есть такие читатели), материал с высоким содержанием углерода обладает более высокой твердостью, а мягкая сталь напротив – мягкая. Однако, мягкая сталь предает изделию эластичность, что очень важно для клинка длиной 70-90 сантиметров.

Меч и шлем, изготовленные современным мастером

Эти различные по характеристикам и свойствам металлы укладывались слоями (принято считать, что сердцевина меча преимущественно делалась из более мягкого железа, а внешняя – из твердого), после чего их сваривали при температуре выше тысячи градусов по Цельсию. На этом этапе добавляли речной песок для того, чтобы сталь не «пережглась». Кстати, термометров, естественно, не было, и мастер – кузнец определял температуру по цвету заготовки. В момент этой фазы она должна была приобрести желтый цвет. Именно поэтому в кузнице тех далеких времен царил полумрак. Темнота позволяла кузнецу лучше различать оттенки, которыми на наковальне пестрил металл.

Фаза вытягивания заготовки

Следующая фаза была очень долгой, утомительной и трудоемкой – вытягивание заготовки. Обычно этим занимались сразу несколько мастеров или ученики – подмастерья кузнеца. Под мощными тяжелыми ударами кузнечных молотов заготовка приобретала очертания и формы будущего клинка рыцарского меча. В этот момент выковывался хвостовик и дол. Также, был вариант изготовления дола попроще, когда деталь клинка вытачивалась на остывшем клинке, однако, при такой методике нарушалась структура стали, поэтому такой вариант был актуален при создании чего-то второсортного, и известные кузнецы такую технику не применяли. Между прочим, именно таким способом был выкован (выточен) дол на подделках мечей Ульфберта.

Современный кузнец за работой. Вытягивание клинка

Когда сталь была вытянута, и заготовка принимала форму будущего клинка, кузнец проводил тонкую ковку, после чего увеличивалась плотность материала, и форма приобретала более завершённый вид. Этот процесс происходил при нагреве докрасна. Если в момент тонкой ковки были обнаружены незначительные ошибки, их легко правили напильником.

Термическая обработка заготовки

Дальше шла тепловая обработка, состоящая из трех этапов:

  • Накаливание до 800 градусов. При этой температуре сталь получалась более однородной. Этот процесс происходил плавно. Кузнец медленно доводил заготовку до нужной температуры, а затем охлаждал на открытом воздухе. Затем производилось накаливание до 780 градусов. При этом улучшалась структура метала. После чего производили легкий отжиг. Клинок помещался в теплоизоляционный материал, и так он медленно остывал. Очень важным нюансом было максимально медленное остывание железа.
  • Закаливание клинка. На этом этапе заготовку подвергали нагреву до 800 градусов по Цельсию, а затем быстро окунали его в воду или масло в вертикальном положении.
  • Отпуск. На этом этапе клинок подвергался медленному нагреву до 300 градусов. При этой температуре клинок становился тускло-красным, а затем его медленно охлаждали. Этот этап считают очень важным в создании качественного меча. Этот этап повторяли несколько раз.

Древнерусский кузнец за работой

Шлифовка

У этого процесса было тоже несколько этапов. Сначала производилась грубая, а затем тонкая работа, завершался процесс очисткой маслом. Кстати, это давало небольшую антикоррозийную защиту. После шлифовки клинок затачивали и собирали. На хвостовик устанавливали крестовину, а также черен и навершие. Рукоять оплетали шнуром и обтягивали кожей, изготавливали ножны и ремень для ношения меча.

В те далекие времена хороший меч стоил как дом, а великолепный – как небольшой замок. Меч для рыцарей предназначался знатным особам, и на изготовление одного меча требовались десятки дней, а то и месяцы.

Комментарии
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.